О Моргенштерне и исполнителях народных песен
Поразмышляем немного о поп-исполнителях, под другим углом. «Взрослая» позиция ясна и понятна: современные исполнители совсем скатились.
О Моргенштерне говорят сейчас много. Только наши взрослые суждения подростками не воспринимаются. Попробуем же посмотреть на Алишера Моргенштерна и «исполнителей народных песен» с позиции подростка.
Послушаем народную песню «Небо славян» в исполнении Дарьи Волосевич. Мы, взрослые, восхитимся её творчеством, немедленно опубликуем на своей страничке, как символ гордости за своё Отечество. Но подросток мыслит по-другому…
В порыве понять кто есть на самом деле Дарья Волосевич, он зайдёт в её Инстаграм. Та ли она, за которую выдаёт? Так ли сильно любит Отечество? Так ли гордится славянами-сородичами? Где-то внутри подростка теплится надежда — что именно та…
Пролистывая страницу постепенно приходит осознанье, что она — обычная ровесница, любит современные песни, не прочь послушать и исполнить песню, например, Моргенштерна…
Она исполняет кавером Моргенштерна, следом за патриотическими песнями… Так что же это? Где её любовь к Отчизне, к сородичам? Где потребность к Высокому? Где всё то, о чём несколько лет назад так ярко пела?
Где-то в глубине подросток сознаёт, что его «кинули»
Где-то в глубине подросток сознаёт, что его «кинули»: не было любви к Отчизне, а лишь слепо исполнялись песни по указке взрослых. Инстаграм Дарьи закрывается и ставится подростком строгий вердикт: «поёт о том, не ведая о чём».
Таких исполнителей он видал сотни: загоняли всех в школьный актовый зал и одноклассники исполняли непонятные народные песни. Всё выглядит фарсом: выступающие, учителя, инициаторы, делали это «для галочки», потому что «так надо». И это коробило подростка, а потому вызывало отторжение.
Действительно, как относится к исполнителям народных песен, которые поют о берёзках, о степях просторных, но в жизни воспевающие ритм мегаполисов? Как относится к тем, кто поёт о высоком, а выходя со сцены, возвращается в обычный (иногда низкий) образ жизни, нередко прикуривая сигарету, от полученного стресса.
Не стоит удивляться, что подростки прохладно относятся к таким «народным песням». Их незамутнённый Разум видит разницу между внешним образом и содержимом, чувствуют ложь и кривду.
Переключимся теперь на Моргенштерна: на эпатажного, безнравственного исполнителя, на дно нашей эстрады. Опять, взрослые делают выводы по верхушке айсберга, а подростки бывает видят глубже.
Во-первых, Алишер поёт о том, во что верит. Нет большой разницы между внешним образом и внутренним содержимым. Ну поёт он про деньги и развлечения, так ведь сам живёт такой жизнью. А сравни теперь с каким-нибудь Басковым, который после возвышенных песен, пойдёт тусить в клубы (не все такие). Какое отношение должно сложиться у подростка? Кого он более будет ценить: отражающего свой внутренний (пусть бедный, не важно) мир, или лицемера-пустослова?
Во-вторых, Алишер ведёт блоги, где он раскрывается как более-менее адекватный человек. К тому же не стесняется рубить правду в мелочах. Например, о премиях-вручениях прямо говорит что это шоу, где все роли уже распределены и всем известно что кому достанется. Не каждый певец осмелится так говорить перед вручением. И… подростки подмечают для себя эти детали.
В-третьих, в тех же блогах (вне клипов), Алишер показывает красоту отношений с одной возлюбленной. С Диларой у него крепкие отношения, он ею явно восхищается. Делится с подписчиками, что раньше жил короткими связями, а теперь не нарадуется одной единственной… На последнем концерте Муз-тв Алишер нёс свою музу на руках.
Вроде бы мелочи, детали — а из всего этого складывается отношение к человеку. И подросток делает для себя вывод: «а человек-то не плохой, а что на сцене вытворяет, так это его забавный образ, не более того».
Подросток глобально подмечает: поющие о возвышенном нередко оказываются дном, а поющие о низости, в реальности — неплохие достойные люди (но не всегда).
О патриотизме
Молодое поколение легко различает пустой внешний патриотизм от истинной любви к Отечеству. Пустой патриотизм — это когда директора и учителя школы, ради постановления сверху, гоняют детей на сцену, чтобы они выступили с патриотической песней. Истинный патриотизм выражается чуть иначе. Например, почему в один момент песни Лизы Монеточки стали так популярны? Возник даже феномен Монеточки. Ей удалось какой-то тонкой линией показать Любовь к Родине, и выглядело это очень красиво, без топорных слов.
«… Разбитый ковчег всплывает со дна,
И вечно жить нам, и вечно плыть нам,
Искать счастье там, где плачут даже
Иконы страшных пятиэтажек…»
(Монеточка, «Русский ковчег»).
Думаю, не стоит осуждать молодых за их нелюбовь к «народным песням», а может, нам взрослым, стоит больше подумать: а от сердца ли эти песни возносятся? А верит ли исполняющая в то о чём поёт? Живёт ли тем о чём поёт? И здесь много предстоит совершенствоваться. В деле этом помогут истинные Знания (которые есть, например, в трудах Николая Левашова), формирующие мировоззрение человека. И тогда любовь к Отчизне будет непоколебимой, от сердца. Речи и песни его станут уверенными, и люди вокруг это почувствуют. У-Ра!
Абдрахимов Ильдар. 6 июля 2021 г.